Виды коллективного труда в детском саду


Страница 21 из 21 ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ. Разные исследователи предлагали различные формули­ровки задач трудового воспитания. Логинова - две группы задач: - Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью. Куцакова: - формирование предпосылок трудовой деятельности; - воспитание положительного отношения к труду взрослых; - воспитание личности ребенка. Дошкольная педагогика выделяет следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: - ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; - обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; - воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; - воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста мо­жет быть эффективно ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ: - создание эмо­ционально-положительной атмосферы; - организация материальной среды и трудового оборудования; - учет нагрузки, которую может испы­тать ребенок; - учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда; - трудом нельзя наказывать. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью РЯДА СРЕДСТВ: - виды коллективного труда в детском саду трудовой деятельности детей, - ознакомления с трудом взрослых, - художественных средств. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым и ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания. Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др. Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений. В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка «Маленький, да удаленький», виды коллективного труда в детском саду бо­ятся, руки делают»высказать отношение к лени «У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»подчеркнуть важность труда «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания. Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной виды коллективного труда в детском саду человека «Кем быть? Виды коллективного труда в детском саду, «А что у вас? Михалковапо­казан процесс труда «Как печатали вашу книгу» «Про чай», «Как вата на кусте растет» Членова, «Сквозь буран» Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий. Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины масте­ров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем «Хлеб» Яблонскойв другом - тихая, спокойная пере­дышка «Ужин трактористов» Пластованаслаждение своим трудом «Кружевница» Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Му­зыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке ВИДЫ ДЕТСКОГО ТРУДА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бы­товой труд, труд в природе, ручной и художественный. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. САМООБСЛУЖИВАНИЕ — это труд ребенка, направленный им виды коллективного труда в детском саду обслуживание им самого себя одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми тру­довыми навыками. Если в младших группах содержание труда по самообслуживанию включает приемы одевания, умывания, уборки игрушек и материалов, то в содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольниковвходит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье дома чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игру­шек, книг. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание виды коллективного труда в детском саду с определенными трудностями недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемостьчто тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных виды коллективного труда в детском саду задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах - оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, а на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Методы работы по формированию навыков самообслуживания : Наглядные методы: ü Показ выполнения каждого элемента деятельности их последовательности. Практические, игровые методы: ü Сюрпризные моменты. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Этот вид труда имеет яркую общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд детей младших групппо виды коллективного труда в детском саду представляет собой помощь взрослому. Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, оказывают помощь виды коллективного труда в детском саду в проти­рании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких пред­метов, раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега, украшении участка, собирают мусор. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, до­водить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала. Дети среднего дошкольного возрастаспособ­ны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут зани­маться уборкой групповой комнаты протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебельучастка сгребать снег, убирать листья ; принимать участие в приготовлении пищи салатов, винегрета, изделий из тестав труде по ре­монту книг, игрушек, одежды. Дети полностью сервируют стол, готовят всё необходимое для занятий, стирают кукольное бельё и т. Педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность инициативу в выполнении порученных дел. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд ещё более обогащается по содержанию, становится виды коллективного труда в детском саду, во многом переходя в виды коллективного труда в детском саду обязанности дежурных. Дети поддерживают виды коллективного труда в детском саду в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок виды коллективного труда в детском саду работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. Возрастные группы Методика работы Младший возраст Детальный показ и точное объяснение каждого приема действия. Наблюдение за трудом взрослых определение цели и результата. Игры — НОД, игры — упражнения «Как игрушки убежали от Коли». Чтение художественной литературы «Маша—растеряша» Средний возраст + поощрение личной инициативы, использование виды коллективного труда в детском саду игровых приемов строительство корабля, строительный материал должен быть чистымРассматривание иллюстраций «Дежурство», «Подготовка семьи к празднику»беседа по виды коллективного труда в детском саду материалам. Старшая группа + Привлечение детей к помощи взрослым смена белья Подготовительная группа + ознакомление бытовой техникой, облегчающей труд, а также с правилами безопасности. Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот. ТРУД В ПРИРОДЕ — это особый вид труда, содержанием которого является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. Труд в природе бла­готворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает ос­новы экологического образования; способствует эстетическо­му, умственному, физическому развитию Труд в природе имеет свою специфику: - результатом этого труда может быть материальный про­дукт выращенные овощи, ягоды, цветы. Он связан виды коллективного труда в детском саду изготовлением пособий, игрушек, поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материала; предполагает умение пользоваться различными инструментами. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мыш­цы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивос­ти, умению доводить начатое до конца. Результатами свое­го труда дети радуют других людей, создавая для них по­дарки. Ручной труд осуществляется в старших группах детского сада. Но отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют подел­ки и учатся украшать своими изделиями помещение груп­пы к праздникам, оформлять выставки и т. Дети с удовольствием интересом выполняют различные поручения по труду, но он их утомляет. Поэтому продолжительность труда не должна превышать в старшей и подготовительной группах 20— 25 мин. Работа, связанная с интенсивной деятельностью вскапывание грядок, прополка, поливка растений, расчистка дорожек от снега и т. Д ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РУКОВОДСТВО ТРУДОМ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. Формы организации труда детей дошкольного возраста. ПОРУЧЕНИЯ — наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие кратковременные-длительные; постоянные-одноразовые; соответствуют видам труда. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно — два действия разложить ложки на столе, принести лейку, снять виды коллективного труда в детском саду куклы платье для стирки и т. По мере накопления дошкольниками опыта участия в виды коллективного труда в детском саду поручений воспитатель усложняет их содержание. Так, в средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное бельё, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации подготовить место для работы, определить последовательность её и т. Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле когда ребёнок не внимателен, часто отвлекаетсят. ДЕЖУРСТВА — более сложная форма организации детского труда, предполагает труд одного или нескольких детей во благо всего коллектива по столовой, по занятиям, в уголке природы. Она требует от виды коллективного труда в детском саду большей самостоятельности. Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком-дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами. Понимание обязанности еще недоступно детям четырех виды коллективного труда в детском саду, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. Руководя детьми, педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создается эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощряет любую попытку ребенка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела. Основное внимание воспитатель уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки. В средней группе кроме дежурств по столовойвводятся дежурства по подготовке к занятиям. Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредо­точенности. Воспитатель помогает детям, напоминая, что должно быть на столах при рисо­вании карандашами, красками, лепке, конструировании Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Он накрывает на стол или готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед воспитателем. Виды коллективного труда в детском саду старшей группе у дежурных по подготовке к занятиям тоже достаточный объем труда, хотя в зависимости от вида занятий его содержание может значительно меняться. Нередко возникает необходимость предлагать дежурным выполнять работу не непосредственно виды коллективного труда в детском саду занятием, а заранее. Например, если назавтра планируется занятие по аппликации, то накануне после виды коллективного труда в детском саду сна виды коллективного труда в детском саду нарезать и разложить по конвертам или тарелочкам необходимые формы из цветной бумаги, так как в день занятия после завтрака выполнить такой объем работы будет невозможно. Важно сформировать у детей представление о том, что дежурный должен заранее беспокоиться о подготовке групповой комнаты к занятию, что своевременное начало занятия во многом зависит от их четкой работы. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответствен­ность за живые объекты. Если поруче­ния и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли оп­ределенных успехов, виды коллективного труда в детском саду возможным перейти к бо­лее сложной форме коллективно­му труду. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — сложная форма организации труда, предполагающая труд всех детей труд рядом, общий, совместный, коллективный. Общий труд предполагает такую организацию детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно. Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. Буре предлагает при такой форме организации рас­пределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудо­вое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме органи­зации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие. К оллективной можно назвать такую форму орга­низации труда, при которой дети наряду с трудовыми реша­ют и нравственные задачи: договариваются о разделении тру­да, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд об­щий и совместный. Руководство коллективным трудом заключается в следующем: - разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимости разделения их на виды коллективного труда в детском саду групп и даёт каждой из них определённое задание; - распределив работу, педагог руководит её организацией, подсказывая виды коллективного труда в детском саду необходимо сделать при выполнении того или иного задания на стол следует постелить клеёнку, так как здесь будут стиратьпроверяет, всё ли оборудование налицо и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей завёрнуты ли рукава, надеты ли фартучки. В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации. Общий труд возможен уже в средней группе дошколь­ного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.

Смотри также