Список литературы по направлению путь


РФ Направления итогового сочинения Перечень на 2015-2016 учебный год. В центре рассуждения — человек и время, общество и эпоха. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Сочинение оценивается по пяти критериям. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 300 слов в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебныето такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового список литературы по направлению путь например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения во всех остальных случаях выставляется «зачет». Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть во всех остальных случаях выставляется «зачет». Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения во всех остальных случаях выставляется «зачет». К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. Можно обойтись и без эпиграфа. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме во всех остальных случаях выставляется «зачет». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения во всех остальных случаях выставляется «зачет». Аргументацию можно строить и на одном произведении… Приблизительно 260 слов. Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! При написании и правке работы необходимо помнить о список литературы по направлению путь оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил… Эксперты вынесут как этическую ошибку. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем список литературы по направлению путь будет орфографический словарь. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 300 слов. Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 300 слов в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебныето такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Помните, что введение и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть всей Вашей работы. Поэтому на- чинайте с главного, с существа вопроса. Уже с первых строк проверяюще- му должна быть ясна идея, главная мысль Вашего сочинения. Заканчивая введение, перекиньте «смысловой» список литературы по направлению путь — фразу, предложение — к глав- ной части Вашего сочинения. Иногда пишущий уже во введении начинает говорить о главном, что неприемлемо. Введение можно сравнить с … прихожей дома, квартиры. Назначение прихожей — встретить человека, познакомиться с ним, узнать цель его прихода и, если это необходимо, провести его в другие комнаты Вашей квартиры. Как при-хожая не предназначена для долгих разговоров, задушевных бесед, семейных торжеств и т. Всё сказанное нами выше приложимо и к заключению, которое подводит черту, список литературы по направлению путь из сочинения. Заключение не должно иметь формы внезапного бегства посредине разговора и длительного прощания, когда разговор продолжается ещё в прихожей. Страшен гость уходящий, то есть превращающий ритуал прощания в длительный, непрекращающий- ся, бессмысленный разговор. Помните об этом, работая над заключением. Во время работы над основной частью не отклоняйтесь от темы: план должен быть постоянно перед глазами в течение всего процесса на- писания сочинения. Это даст Вам возможность чувствовать тему, её разви- тие и контролировать себя. Иногда необходимо пожертвовать интересной, но далёкой мыслью, чтобы не уклониться от темы. В то же время, если в процессе работы логика сочинения потребует перестановки аргументов, то это необходимо сделать: не стоит следовать плану слепо, лучше подчи- ниться вновь найденной список литературы по направлению путь доказательств. Однако такая корректи- ровка должна быть проведена уже в черновике и допустима в крайнем слу- чае: старайтесь, чтобы сочинение соответствовало плану. Соблюдайте соразмерность частей сочинения. Если для доказа- тельства идеи Вы используете три, четыре, пять аргументов, то главная часть Вашего сочинения должна состоять соответственно из трёх, четырёх, пяти частей, примерно равных между собой. Если части существенно не- равны, постарайтесь сделать их соразмерными. Избегайте прямого пересказа: пересказ должен быть комментиро- ванный, направленный на раскрытие темы, доказательство идеи сочине- ния. Выразите свое отношение к теме, желательно, чтобы этим отношени- ем было пронизано всё Ваше сочинение. Этапы работы КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений. ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо список литературы по направлению путь знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, вполне можешь воспользоваться приемом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать свое отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой; органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог. Определи ВИД темы тема-понятие тема-вопрос тема-суждение, тезис 2. Определить объём и содержание темы - АНАЛИЗИРУЙ КАЖДОЕ СЛОВО в теме 3. ПОМНИ: тезис должен оставаться одним и тем же, чтобы не подменить тезис, не уйти от темы 4. Важно не только то, о ЧЁМ говорит автор, но и то, КАК он говорит????? Ты определил вид темы 2. Ты сформулировал проблемный вопрос ПО ТЕМЕ 3. Список литературы по направлению путь ищешь примеры КАК? Рассуждение Композиционно-логическая стройность сочинения 3. Способы рассуждения По способам рассуждения сочинения делятся на индуктивные и дедуктивные ИНДУКЦИЯ - от частного к общему ДЕДУКЦИЯ - от общего к частному 4. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», — эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали. Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует! Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное. Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план — это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим. Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались. Порассуждаем на примере такой темы: « Из двух друзей всегда один раб другого» по роману «Герой нашего времени» Список литературы по направлению путь видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее: Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет список литературы по направлению путь таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится. В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет. Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но список литературы по направлению путь важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно. III заключение — то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения но лучше, конечно, подтверждать. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении Не знаю как список литературы по направлению путь, но я люблю дробить порой даже небольшие задачи на список литературы по направлению путь маленьких частей. И сейчас мы с вами займемся дроблением итогового список литературы по направлению путь. Всего процесса его написания. Возьмем такую тему из блока « » : « Самое главное в дружбе — умение понять и прощать» Дробить будем следующим образом: 1. Выделяем ключевые слова в предложенной теме. «Умение понять и прощать» + «дружба». Затем, используя их, составим синонимичное предложение: «Настоящая дружба в список литературы по направлению путь очередь заключается в умении понять и прощать». Далее постараемся расширить эту тему: «Умение понять и прощать является не только основополагающим принципом дружбы, но и той самой базой, на основе которой протекают человеческие взаимоотношения». Думаю, вы догадались, это предложение у нас будет использовано во введении. Затем подумаем над тем, какой можно привести литературный пример. Я люблю пересматривать тоткоторый дан в ЕГЭ по литературе. Вспоминается дружба Онегина и Ленского в романе Сейчас коротко опишем, почему в качестве примера будем брать это литературное произведение: «Несмотря на разность характеров, молодые люди скоро сделались друзьями. Когда у нас появилась примерная картина того, о чем мы будем список литературы по направлению путь, можно составить план. У меня он получился следующий: Уметь понимать и прощать должны не только друзья. Дружба Онегина и Ленского как пример неумения понимать и прощать. Онегин и Ленский «От делать нечего друзья». Влияние светского общества 3. Онегин пытался ее избежать. Была ли дружба между Онегиным и Ленским? Умение список литературы по направлению путь и прощать является не только основополагающим принципом дружбы, но и той самой базой, на основе которой протекают человеческие взаимоотношения. Как часто мы подменяем понятие дружба и простое знакомство? Это не редкое явление. И ведь ключевая разница между этими понятиями заключается в том, насколько хорошо мы относимся к этим людям. Ничто не мешает каждому, кто столкнется с ошибкой человека, который тебе мало знаком, постараться понять его и простить. Рубить список литературы по направлению путь всегда проще… А неумение идти навстречу, неумение прощать — может приводить к трагическим последствиям. Дружба Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин» является список литературы по направлению путь подтверждением. Эти герои сошлись не потому, что нашли друг в друге что-то, что их сближало, объединяло, а как раз напротив: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Простое, непринужденное общение, которым сопровождалось их знакомство в деревне, не предвещало никакой беды. Список литературы по направлению путь интересным собеседником для уставшего от светского общества Онегина, оказался также человек светский, молодой, пылкий, « поклонник Канта и поэт» Владимир Ленский, который совсем недавно вернулся из Германии. Если Евгений уже охладел к балам, мало разъезжал по гостям и почти не принимал никого у себя, то Ленскому нравилось веселье, бурная светская жизнь, порядки которой он ценил. Нельзя всё же не отметить, что и Евгений остерегался осуждения в свой адрес со стороны светского общества. Онегин, надо признать, пытался предотвратить дуэль: он сильно опоздал, что по тем временам было непростительно, взял себе в качестве секунданта слугу, тогда как по список литературы по направлению путь правилам должен список литературы по направлению путь быть человек дворянского происхождения. Но молодость, пылкость Ленского, его нежелание пойти навстречу, обняться и примириться, в конечном итоге и погубило его: «Печальной жертвой Ленский пал…». И ведь не так важно — была ли между этими людьми дружба. Список литературы по направлению путь понять и прощать, к сожалению, подавлялось нравами светского общества. Дворянская честь была выше этих принципов. Да, сейчас у нас другое время, но про эти библейские человеческие ценности мы ни в коем случае не должны забывать. Сразу вспоминаются школьные уроки литературы, когда часто проводились подобные проверочные работы на 10 минут от начала урока. На некоторые вопросы можно было писать много и долго, но в этом и прелесть: привести наиболее весомый аргумент, подтверждающий твою точку зрения. «Почему Онегин так холодно обошёлся с Татьяной? Список литературы по направлению путь вы ответьте список литературы по направлению путь него кратко. Что представляет собой 8 задание в ЕГЭ по литературе? Это сочинение, в котором нет введения и заключения. Поэтому для начала крайне важно научиться писать в объёме 5-10 предложений, чтоб потом у нас список литературы по направлению путь было проблем при подборе аргументов в основной части сочинения. И как раз основная часть состоит из нескольких абзацев, где мы приводим цитату, аргумент, комментарий. Разберемся на примере: « В чем заключается трагедия Евгения Онегина? » Для начала подберем аргументы: 1. Лучшая часть жизни прошла впустую. Безуспешные попытки найти интересное занятие. Напомню, отвечать нужно прямо, без пространных введений, перефразируя вопрос: « Трагедия Евгения Онегина во многом заключается в том, что он потратил большую часть своей жизни на бесконечные балы, праздники, походы в театр. После долгих лет праздной жизни им овладела хандра. Переехав в деревню, он начинает писать, «но труд упорный ему был тошен», пробовал читать, но книги также его не увлекли. Пытался заниматься хозяйством, но вся его деятельность ограничилась лишь: «Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил». Онегин, который не верил в искренние любовные чувства, холодно отверг Татьяну. А когда она стала светской барыней, то только после этого в герое пробудились угаснувшие давно чувства. Но Онегину было суждено получить ответный урок от Татьяны — она его отвергла». Мы привели 3 аргумента. Этот каркас можно еще расширять и расширять предложениями, раскрывающими каждый из аргументов, но суть данного задания в том, чтобы научиться лаконично отвечать на прямо поставленный вопрос. В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве В чём своеобразие звучания гражданской темы в лирике Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? Лермонтова «Герой нашего времени». «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Достоевского «Преступление и наказание». Почему Печорин лишний человек? Лермонтова «Герой нашего времени». Почему односельчане не осознают праведничества Матрены? Как в романе Толстого «Война и мир» воплотилась мысль об антигуманном характере войны? Как в рассказе Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны? Какую роль в воспитании Петра Гринёва сыграл его отец? Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? Список литературы по направлению путь роль в жизни героев романа Шолохова «Тихий Дон» играет семья? Как список литературы по направлению путь времен года в романе Гончарова «Обломов» помогает понять закономерности судьбы главного героя? У большинства бывают две крайности: одни и пару предложений толком написать не могут, другие без конца строчат и никак не могут остановиться — и то и другое не вариант. Нам дали абстрактную тему. Что-то типа: «На какие общечеловеческие вопросы может дать ответ литература? Первая реакция: «Да на все! И о чем тогда писать? Как подступиться к такой широкой теме? Берем наш вопрос список литературы по направлению путь перефразируем его, немного подсластим парочкой синонимичных предложений и вуаля получаем ответ: «Литература отвечает практически на все общечеловеческие вопросы: тема любви, проблема взаимоотношения разных поколений, вопросы смысла жизни, его поиска, также экологические проблемы и т. Это сквозные темы, и к ним обращались всегда, в разные эпохи. Что-то меняется, но каждое поколение стремится дать на них свой ответ». Нам здесь важно закинуть, что называется, удочку: показать проверяющему, что мы поняли суть нашего вопроса. А для этого важно его перефразировать, или произнести ключевые слова — «общечеловеческие вопросы». Когда они есть, то список литературы по направлению путь понятно, что человек понял задание! Или хотя бы пытается следовать теме. Еще во введении мы как бы коротко говорим, о чем подробно будем рассказывать в основной части. Я перечислил общечеловеческие вопросы, о которых и буду дальше рассуждать. Еще задолго до Рождества Христова Платон жаловался своим друзьям на нынешнее поколение, всячески порицая его. Он не видел в молодёжи ничего доброго, светлого. Ему казалось, что настоящих людей уже не будет… Вспомним Фонвизина, который вывел нам образ Митрофанушки. А еще почти через век Лермонтов написал: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно. В список литературы по направлению путь состарится оно». А теперь вспомните своих родителей и учителей, которые непременно произносили нечто подобное. Проблема взаимоотношения разных поколений никогда не умрёт. Она лишь будет подаваться под разным углом, другими лицами, но сама суть не изменится. Говорят, у человека как минимум два главных дня в жизни: когда родился, и когда понял зачем. Кто им не задавался? Кто не думал — чем ему заняться, чтоб это приносило удовольствие, а потом и деньги? Лермонтова Григорий Печорин задаётся этим же вопросом: «Зачем я жил?. Для какой цели я родился?. Со стопроцентной уверенностью большинство из нас не ответит на него. Кто знает, возможно, нам вовсе не дано постигнуть смысл жизни, и все попытки добраться до него изначально обречены? А сейчас, когда мы полны сил и энергии, должно казаться, что вот-вот, еще попробую это, второе, третье, а потом еще и еще — список литературы по направлению путь только тогда, наконец, найду то самое, что так долго и давно искал! Пишу сейчас эти строки и думаю: «А вдруг, писательство — это моё?. Ладно, пожалуй, остановлюсь, а то многие не любят так много читать. Как вы поняли, в следующем абзаце я бы начал рассуждать на тему любви, а потом, в том случае, если бы не набралось нужное количество слов, написал бы еще и про экологические проблемы. А закончить можно просто — перекладываем наше вступление, повторяем ключевые слова и ставим точку: «Литература вбирает в себя весь человеческий опыт. Она помогает людям хотя список литературы по направлению путь немного приблизиться к разрешению вневременных вопросов, которыми задавались предыдущие поколения. Но эти вопросы также будут волновать умы и тех, кому предстоит жить после нас» 2. После того, как поставили последнюю точку в своём сочинении, один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения: 4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости постановки знака, постарайтесь переписать список литературы по направлению путь предложение. Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте. Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой список литературы по направлению путь. Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, список литературы по направлению путь. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, список литературы по направлению путь с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи. В жизни много таких событий, которые надолго список литературы по направлению путь в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые. В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста. «Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель» 12. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей. В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование. Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое список литературы по направлению путь в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, список литературы по направлению путь сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком. Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он список литературы по направлению путь нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время». Сложно не согласиться с автором. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску — слава. Не всякая жертва — подвиг. Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью. «Недаром помнит вся Россия…» 200-летний юбилей Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества Лермонтова, особенностях проблематики список литературы по направлению путь произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия на материале отечественной и мировой литературы. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова. И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой. », «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски. », «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Пророк», «И скучно и грустно». «» «Слово о полку Игореве», Толстой «Война и мир», Шолохов «Тихий Дон», Гроссман «Жизнь и судьба», Шолохов «Судьба человека», Кондратьев «Сашка» человечность, состраданиеВ. Быков «Сотников» предательствоВ. Богомолов «Иван» мужествоА. Приставкин «Ночевала тучка золотая». «Слово о полку Игореве», Тургенев «Записки охотника», «Ася», Пришвин «Кладовая солнца», Шолохов «Тихий Дон», Распутин «Прощание с Матёрой», Катаев «Белеет парус одинокий», Грибоедов «Горе от ума», Тургенев «Отцы и дети», Толстой «Война и мир», Чехов «Вишневый сад», Распутин «Прощание с Матёрой». Достоевский «Преступление и наказание», Толстой «Война и мир», Бунин «Господин из Сан-Франциско», Горький «Старуха Изергиль», «На дне», Булгаков «Мастер и Маргарита». Данные темы были взяты с официального сайта ФИПИ, которые были размещены в открытом доступе. Пробный экзамен прошёл 20 ноября 2014. По одному или нескольким произведениям Лермонтова 004 Какие произведения Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? По одному или нескольким произведениям Лермонтова 007 Что Вам ближе в героях Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? По одному или нескольким произведениям Лермонтова 009 Какая из мыслей Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? По одному или нескольким произведениям Лермонтова 011 Какие поднятые Лермонтовым проблемы современны и сегодня? По одному или нескольким произведениям Лермонтова 028 Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»? Предлагаю сравнить список литературы по направлению путь сочинение и сочинение, которое дано в ЕГЭ по литературе. Составители, надо признать, кое-что позаимствовали оттуда. Поэтому подготовка к декабрьской зачетной работе во многом и будет подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для начала стоит отметить, что разницы по первой позиции практически нет. Критерий в ЕГЭ по литературе включает 2 первых критерия итогового сочинения. То есть и там, и там нам надо следовать предложенной теме, отталкиваться от нее и не уходить в сторону, а также не только приводить список литературы по направлению путь, но и подтверждать их. Если в ЕГЭ по литературе подтверждать аргументацию следует ссылками на первоисточник цитировать произведение, по которому пишешь произведението в итоговом сочинении достаточно привлекать текст литературного произведения в пересказанном виде то есть косвенно. Подчеркну, что в обоих случаях крайне важно назвать автора и название произведения. Еще важно отметить, что в критериях итогового сочинения ничего не сказано относительно того, можно ли привлекать аргументы «из жизни», ссылаться непосредственно на свой жизненный опыт. Я всё же считаю, что в данном случае это будет неуместно. Поэтому избегайте при написании итогового сочинения личное местоимение «Я». Теперь по тому, каким образом происходит выбор темы, как они классифицируются. С итоговым сочинением не так всё просто и понятно, к сожалению. Мы имеем на руках лишь примерные направления, 5 направлений, на основе которых будут сформулированы темы. На экзамене вам будут предложены 5 тем на выбор, по одной из каждого направления. Поэтому разумно отрабатывать какой-то конкретный тематический блок. В ЕГЭ по литературе нечто подобное. Разница в список литературы по направлению путь, что на выбор 1 тема из 3-х, и деление идёт по список литературы по направлению путь принципу. Количество список литературы по направлению путь, как видите, немного отличается. Слово «рекомендуемый» напрямую не обязывает вас писать именно столько слов, сколько указано. Тем, кому предстоит писать ЕГЭ по литературе, советую ориентироваться на объём 250 слов. С одной стороны этого хватит, чтобы ваша зачётная работа была допущена к проверке, с другой — этого также список литературы по направлению путь для сочинения в ЕГЭ по литературе. Допустимая «плотность» ошибок для итогового сочинения составляет 5 шт. Если в вашем сочинении 300 слов, то и ошибок в нём должно быть не более 15. В ЕГЭ по литературе такого нет. Это логично, кому необходима для поступления литература, то и необходим русский язык. Соответственно, у таких людей, как правило, особых проблем с грамотностью нет. А с итоговым сочинением можно будет подтянуть общую грамотность, а также подготовиться к написанию сочинения по русскому языку. Композиционная цельность и речевая грамотность. Вроде бы и написано, что «незачет» по этим критериям не ставится, однако, на мой взгляд, именно композиция позволяет выстраивать аргументацию, аргументация в свою очередь позволяет соответствовать теме сочинения. Это всё взаимосвязано, поэтому крайне важно не допускать в своих рассуждениях необоснованных переходов от одного к другому. В ЕГЭ по литературе я не встречал работ, где бы за композиционную цельность или за критерий «следование нормам речи» стояло 0 баллов, а по остальным максимум. Такого просто не бывает! С оценками тоже всё просто. Понятие «зачет» несколько размыто, тут допустимы некоторые послабления, главное про первые два ключевых критерия не забывайте. ЕГЭ по литературе оценивается значительно строже, максимальный балл получить сложно, но всё же можно. Если в ЕГЭ по литературе есть уже устоявшийся перечень произведений, по которому составляются задания, к итоговому сочинению разработчики не составили готовыйтот необходимый минимум. Поэтому вы можете опереться на мой небольшой опыт и видение того, что вам может пригодиться при подготовке к написанию сочинения. Как видите, каких-то принципиальных различий нет. В целом, это обычное сочинение, которые вы должны были писать предыдущие годы на уроках литературы. Прочитав произведения Лермонтова, действительно задумываешься, что вся жизнь - один сплошной поединок, борьба? Но вот с чем? Лермонтова даёт нам повод задуматься над этим вопросом и помогает найти ответы. Лермонтова очень сильны тенденции к романтическому направлению, поэтому основной мотив его творчества - борьба с чем-то, что трудно или вообще невозможно победить, борьба двух противоположностей, их столкновение. Во всем известном стихотворении "Парус" Лермонтов показывает нам борьбу лирического образа со спокойной, умиротворённой жизнью во имя счастья, которое ждёт его в буре. Он ищет злого ветра, ищет гигантских волн, которые принесут ему, наконец, радость настоящей жизни. Наиболее показательно тема поединка, борьбы, раскрыта в поэме "Мцыри". В этом произведении борьба с диким зверем, список литературы по направлению путь стихией приносит герою такое счастье, какое не сравнить со спокойным "заточением" в монастыре. Лермонтова "Герой нашего времени" проникнуто мотивом поединка. В главе "Бэла" главный герой - Печорин - сходится в поединке с местным князем, чтобы похитить его дочь - Бэлу. И, кажется, он сделал это не от великой любви, а от интереса, азарта, сможет ли он победить в этом небольшом, но очень важном сражении. В главе " Княжна Мэри" Печорин опять же от своей скуки начинает ухаживать за княжной, что неумолимо подводит его список литературы по направлению путь дуэли с Грушницким. И эту дуэль он выигрывает, но опять же не из благородных побуждений, а от какой-то неистребимой тоски и скуки. В довольно символичной для этого произведения главе "Фаталист" Лермонтов на примере Вулича, главного персонажа главы, показывает поединок с самой судьбой. Все выстрелы дают осечку или промах, но Печорин утверждает, что Вулич сегодня умрёт. Так от судьбы не убежишь, поединок Вулича с судьбой был проигран - на улице его зарубают шашкой. Лермонтова пропитаны мотивом поединка, так как он является один из основополагающих в романтическом направлении. Лермонтова главный поединок - список литературы по направлению путь борьба с однообразием, тоской, пустотой обыденной жизни, удовольствие приносят лишь волнения и события. Жизнь для Лермонтова - это поединок самой судьбой. Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете? Человеку всегда будет интересен другой человек. Его жизнь, его история. Список литературы по направлению путь читаем литературу в первую очередь для того, чтобы с помощью пусть даже и вымышленных персонажей больше постичь себя, свою жизнь. Тем лучше будет, если мы возьмем не самого однозначного персонажа. Обратимся к образу Родиона Раскольникова из романа Достоевского "Преступление и наказание". Уместны будут и Григорий Печорин Лермонтов "Герой нашего времени"и Евгений Онегин Пушкин "Евгений Онегин"и Лука Горький "На дне"и Воланд Булгаков "Мастер и Маргарита". Не все люди, которых мы встречаем в своей жизни, бывают нам интересны, не всех мы принимаем. Точно также не принимаем мы и некоторых героев литературных произведений, нам бывают понятны причины их поступков, но часто существует что-то такое, что отталкивает. Что мы можем принять в человеке, который совершил тяжелейший из всех грехов людских - убийство другого человека? Родион Раскольников в романе Достоевского "Преступление и наказание" убивает старуху-процентщицу для того, чтобы список литературы по направлению путь свою теорию. Суть которой заключается в том, что все люди делятся на 2 разряда: твари дрожащие, и те, кто право имеют. Я понимаю мотив Раскольникова, ведь Алёна Ивановна старуха-процентщица действительно человек жалкий, которая своими действиями, своей жадностью, довела многих до отчаянного положения. Список литературы по направлению путь какими бы великими идеями и замыслами не был окутан человек, он ни в коем случае не должен выступать топором в судьбах других людей. Заключение Не от хорошей жизни Раскольников пошёл на такой шаг, он действительно избавил многих, таких же как и Родион, от необходимости возвращать долги. Мы сколь угодно можем осуждать тот образ жизни, который вела старуха-процентщица, но каждый из нас должен уметь решать как ему жить, чтоб не быть в конфликте со своим внутренним миром. Можно понять Раскольникова, но право на убийство список литературы по направлению путь одно нормальное общество, ни один нормальный человек - принимать не должен. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? Лермонтова приходится на последекабристскую эпоху. Её еще называют эпохой безвременья. Свободомыслие подавляется, поэтому через всё творчество Лермонтова проходит тема одиночества, изгнанничества. Стихотворение "Бородино" Чтобы окунуться в стихию природы, почувствовать дыхание ветра, свежесть гор, буйство красок, то посоветую другу прочитать поэму "Мцыри". Чтобы поразмыслить над многими общечеловеческими вопросами, касающиеся темы дружбы, любви, человеческих взаимоотношений, то настоятельно рекомендую прочитать первый социально-философский роман в русской литературе "Герой нашего времени", который также принадлежит перу Здесь можно поразмышлять над тем, почему мне близко или нет его творчество. Список литературы по направлению путь должен читать каждый, потому что его творчество не привязано к одной эпохе, к одному веку. И в первую очередь я читаю его, потому что. Действительно, чему учит литература? Литература способна помочь человеку узнать что-то новое, чему-то научиться, найти решение своих проблем, она может успокоить и утешить. Но самое главное - с помощью литературы можно познать самого себя. Не зря тема отношения человека к книге затрагивается в стольких шедеврах русской и мировой литературы. В известном романе русского писателя Достоевского "Преступление и наказание" главный герой - Раскольников - приходит к очищению от прошедших бед и воскрешается не только благодаря любви, но и с помощью священной книги - Евангелия. Список литературы по направлению путь популярном список литературы по направлению путь всём мире романе "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса главный герой, всю жизнь читавший рыцарские романы, которых скопилось уже слишком иного, осознал себя отважным рыцарем, который должен совершить подвиг ради прекрасной дамы. Какова книга, таков и читатель. Главные персонажи произведения "Отцы и дети" Тургенева тоже любят книги и находят в них себя. Например, Николай Петрович Кирсанов, влюблённый в искусство, находит удовольствие в чтении Пушкина, а Список литературы по направлению путь Базаров ценит научную литературу. Отношение к книгам может показать и всю человеческую натуру. В комедии "Горе от ума" Грибоедова один из главных лиц "века минувшего" - Фамусов - не слишком и лестно отозвался о книгах: "Собрать все книги бы да сжечь! Это абсолютно точно передаёт нравы и симпатии "фамусовского общества". Заключение Очень важно помнить, что книга очень много говорит о её читателе. Не стоит забывать, что книга может помочь в трудных жизненных список литературы по направлению путь, дать совет, научить чему-то. В первую очередь, литература учит нас жить. Книги - это многовековой опыт. Человека от всех других организмов отличает то, что он постоянно стремится облегчить свою жизнь. Но не всегда его действия идут в гармонии вместе со своим миром, который его окружает. Так, может быть, человеку следует всё-таки больше созерцать, чем постоянно что-то менять? В качестве созерцающего возьмем Илью Обломова из романа Гончарова "Обломов", в качестве преобразующего Евгения Базарова из романа Тургенева "Отцы и дети". В романе "Обломов" Гончаровым показан Илья Ильич - человек, который привык проводить большую часть своей жизни в мечтах, лёжа на диване. Кому хуже от того, что столь апатичен и бездеятелен? Это добрейший души человек, который и мухи не обидел. Ведь не зря Ольга полюбила Обломова за его "голубиную нежность". Гончаровым для контраста был дан образ Андрея Штольца, который и список литературы по направлению путь не сидел без дела, но этот контраст слишком резок, поэтому лучшим примером будет Евгений Базаров из романа Тургенева "Отцы и дети". Базаров живёт одновременно и созерцающей жизнью, но также и преобразует её. Он постоянно учится, пробует, делает, ошибается. Его нигилистический взгляд на мир порой кажется абсурдным, но его простота и человечность, искренность - подкупают. Тот, кто с увлечением, с азартом занимается любимым делом, преобразует жизнь, делает её лучше. Заключение Люди-созерцатели - нужны любому обществу. Когда мы видим перед собой такие примеры, то у большинства просыпается стремление стать другим. Сделать хотя бы небольшое, но полезное дело. Поэтому для меня герой, который преобразует жизнь - ближе. Примечание: разумеется, вы можете отстоять свою точку зрения, но в заключении обязательно нужно дать ответ на поставленный вопрос - кто ближе, поставив, таким образом, точку в своём сочинении. Человек, который не спорит с судьбой, несвободен. Принимать судьбу - это плыть по течению список литературы по направлению путь не сопротивляться обстоятельствам? Какова была жизнь Мцыри до того момента, как он полностью принимал ее? Судьба занесла его в монастырь, когда во время долгой дороги он заболел, и его пришлось там оставить. Люди начинают спорить с судьбой не от хорошей жизни, а от стремления что-то в ней изменить, зачастую решительным образом. Мцыри решился на этот шаг, сбежав из монастыря. По юношеской ли глупости своей Мцыри решил сразиться с барсом? Нет, эта схватка позволила ему убедиться в том, что в краю отцов был бы "не из последних удальцов". Не для того был рожден Мцыри, чтобы всю жизнь прожить в душной келье, и за 3 дня, которые он список литературы по направлению путь на воле, понял для себя - какова его должна быть бытность. Заключение Мцыри не начал бы спорить с судьбой, если бы всем сердцем чувствовал, что быть монахом - это его главное дело жизни. Когда человек понимает, что та реальность, которая его окружает, не устраивает, значит, пора её менять. Но можно продолжать терпеть, приняв своё предназначение, судьбу, безоговорочно. Зачем человек бросает вызов судьбе? Судьба - это совокупность всех событий и обстоятельств. Способен ли слабый человек бросить вызов судьбе? Чтобы совершить плавный переход от введения к основной части, начнем с того, что в романе "Герой нашего времени" изображен человек сильный, который не отстраняется от событий, не бежит от проблем. Ещё можно вспомнить поэму "Мцыри" Лермонтова, где герой не боится ничего, а идёт вперёд и только вперёд. Что объединяет между собой главных героев лермонтовских произведений "Мцыри" список литературы по направлению путь "Герой нашего времени"? Григорий Печорин и герой поэмы бросают вызовы судьбе. Обоим не страшны ни осуждения, ни даже опасность погибнуть. За 3 дня Мцыри постиг больше счастья, удовольствия, больше узнал жизнь, чем за все предыдущие года. Только благодаря тому, что он бросил вызов судьбе, он умирает спокойно, героически и с достоинством. Ему не стыдно за отведенные судьбой дни. Григорию Печорину тягостно от того, список литературы по направлению путь приносит людям несчастья. А ведь он просто человек, который действует. Он проверяет на прочность не только себя, но и других людей. Поэтому получается, что он оказывается сильнее своих оппонентов. Заключение Говорят, сильного человека от слабого отличает то, насколько много допустил серьезных ошибок в своей жизни. Если ты не ошибался, значит не рисковал, значит не бросал вызовы судьбе. Поэтому человек бросает вызовы судьбе, чтобы проверить самого себя, понять "чего я стою". «Вопросы, заданные человечеству войной» Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. Русская литература богата на военные сюжеты, потому как сама история давала их нам. Перечень произведений, которые рекомендуется прочитать для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной». « Слово о полку Игореве». Здесь был задан, по сути, единственный вопрос: способна ли раздробленная Русь, самостоятельные княжества, дать отпор врагу, защитив свои земли? Разумеется, ответ категоричен: только список литературы по направлению путь единстве заключается сила народа. Впрочем, тема единения в пору тяжелых для России дней — сквозная. Она поднималась во всех перечисленных ниже произведениях. Тема чести и достоинства положены в основу пушкинского романа. Не зря эпиграфом послужила пословица «Береги честь смолоду». «Великий русский бунт, бессмысленный и беспощадный» обнажил у русского человека немало пороков. И если говорить конкретно, то на примере Петра Гринева, капитана Миронова, человек, находясь перед лицом смерти, способен находить в себе силы не отойти от своих взглядов, истинных, верных, высокоморальных убеждений. Толстой «Война и мир». Если в «Анне Карениной» за основу взята мысль семейная, то в «Войне и мире» мысль народная. Действительно ли одна исключительная личность способна решить судьбы миллионов людей? Толстой характеризует народ, как «новую, не­ведомую никому силу». «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные брат­скою любовью», — говорит в одном из список литературы по направлению путь в первые дни войны Наташа Ростова. «Отсутствие вражды» и «все вместе» становится здесь синонимическим рядом, оттенками единого значения. Единство — мир — русской нации, рождающийся в горниле войны и есть список литературы по направлению путь содержание эпопеи Толстого. Войну вообще Толстой осознает как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так список литературы по направлению путь кампания 1805 года, в которой «упадок духа войска», «вели­чайшая поспешность и величайший беспорядок» отступления че­рез Энс, поражение при Аустерлице равно закономерны, поскольку не связаны с нравственным началом действий человека. Шенграбенское сражение — единственное событие в истории этой кам­пании, имеющее нравственное оправдание — спасение маленьким отрядом Багратиона основной части русской армии см. Шенграбен — список литературы по направлению путь, ведущая к Бородину ср. Бородино и вся война 1812 года по смыслу противоположны обычным войнам. Осознанная народом необходимость войны делает ее созидательной, «отечест­венной», спасительной для России в целом и для каждого из героев. В основу романа-эпопеи легли сразу два крупных исторических события — список литературы по направлению путь Первая мировая война, затем гражданская. Гармоничный вековой уклад донского казачества рушится под напором охвативших потрясений страну. Главный герой, простой казак, Григорий Мелехов, который не нашел места в жизни, четко разделенной на два враждебных ла­геря, в каждом из которых есть у него близкие и родные люди. Это трагедия мужественного и бескомпромиссного человека, не умеющего идти на сделки с совестью, не умеющего лгать и кривить душой. Если такие люди невостребованы новым обществом, оче­видно, есть в этом обществе серьезные изъяны и немного у него пер­спектив. Гроссман «Жизнь и судьба». Список литературы по направлению путь публикации список литературы по направлению путь произведения также заслуживает отдельной книги, список литературы по направлению путь сразу рукопись была изъята КГБ, а опубликовали её спустя почти 20 лет. В этом романе мы видим совершенно очевидные параллели между Гитлером — Сталиным, фашизмом — коммунизмом, нацистскими лагерями и сталинскими. «Гроссман вывел для себя моральную тождественность немецкого национал-социализма и советского коммунизма», — писал Не существует плохих или хороших наций. Методично и безжалостно осуществляемый нацистами их пособниками геноцид евреев, Холокост, является одной из главных тем романа. В романе также неоднократно упоминаются сталинский террор 1937-38 годов, раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 г. Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об ответственности простого человека, вовлеченного тоталитарным государством в такие кампании. Гроссман утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Именно такой выбор делает заключенный в концлагерь толстовец Иконников, отказавшийся работать на постройке газовой камеры. Другой основной темой романа является противостояние природной доброты человека внушаемой ему государством ненависти к врагам. Гроссман описывает, как советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга, а просто разошлись в разные стороны. Впервые в русской литературе был показан образ человека, который прошёл нацистские лагеря, остался жив и вернулся на Родину. Потому что все те, кто сбегали из плена или оставались в живых после освобождения, вернувшись на Родину, вновь попадали в тюрьму, потому что таких людей считали «врагами народа ». Посему писать о военнопленных было строжайше запрещено, да и просто за подобные разговоры полагался либо расстрел, либо 10 лет трудовых лагерей. По этой причине произведение было написано и опубликовано в 1956 году после смерти Сталина. «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? » Судьба Андрея Соколова — это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. Список литературы по направлению путь в лагере, в эпизоде, когда немецкий офицер Мюллер предлагает выпить Андрею Соколову за победу немецкого оружия, голодный и обессиленный, он отказывается пить. А когда все же соглашается выпить «за свою погибель избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду список литературы по направлению путь делили принесенные Андреем хлеб и сало. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ 1814-1841 С именем Лермонтова, с его творчеством, продолжавшимся неполных тринадцать лет 1828—1841связано для нас понятие «тридцатые годы». Выделение новой культурно-исторической эпохи определяется и новой постдекабристской общественной ситуацией — отказом от политической активности, и новым типом личности, скептической и рефлектирующей, и новыми требованиями к искусству — обращением к внутреннему миру человека. Это, кроме того, новая, послепушкинская, эпоха развития литературы, эпоха развития прозы, эпоха, требующая новых выразительных средств для стиха. Лермонтов оказался в средоточии поисков список литературы по направлению путь в прозе, где он явился создателем первого русского психологического и философского романа, и в поэзии, в которой он нашел способы изображения сложного и трагического мира современного человека. «Мцыри, «Герой нашего времени», «Кавказский пленник», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова. Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой. », «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски. », «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Поэт» «Отделкой золотой блистает мой кинжал. »«Молитва» «В минуту жизни трудную. »«И скучно и грустно», «Родина», «Пророк». Примерные темы сочинений для подготовки. Стихийная, конфликтная личность в поэзии Лермонтов о поэте и поэзии Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики Современное звучание романа «Герой нашего времени». Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки? Кто настоящий герой по Лермонтову на примере анализа романа «Герой нашего времени»? Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. Если рассматривать пейзаж, как единицу, используемую автором в своем произведении, то он может использоваться с разной целью. Функций пейзажа несколько: может выступать в качестве фона, на котором протекают события, или передавать внутреннее состояние героев, или же задавать общую тональность произведения, а также быть образом-символом. Но если смотреть глобально, с позиции экологических, социальных проблем, связанных с природой, то здесь всё достаточно просто. Есть конкретная проблема, в которой, разумеется, виноват человек. Вспомним повесть « Прощание с Матёрой» Распутина Матёра — это деревня. Сначала идет описание жизни, несколько судеб, история этой деревни, но потом оказывается, что вся эта история будет затоплена. Виной тому — предстоящее строительство ГЭС. Разумеется, жители, а в массе своей это старики, встали грудью на защиту своей земли. Потому что у многих здесь же похоронены их предки. Здесь отражены проблемы старой и новой жизни, традиций. Молодежь смотрела с оптимизмом на это, потому как ждала новой жизни в городе. А старики просто хотели спокойно дожить свой век на родной земле. В « Слове о полку Игореве» — природа является отдельным персонажем, которому уделено большое внимание. Она во всех смыслах живая: происходит солнечное затмение перед походом на половцев, что является дурным знаком, предвещая, таким образом, беду. Она же, природа, помогает князю Игорю сбежать из плена. Но она помогает не всем, только самым достойным. Рекомендуемая литература: «Слово о полку Игореве» Тургенев «Записки охотника», «Ася» Список литературы по направлению путь «Кладовая солнца» Шолохов «Тихий Дон» Распутин «Прощание с Матёрой» Катаев «Белеет парус одинокий» Айтматов «Плаха список литературы по направлению путь Примерные темы сочинений для подготовки: Красота природы Природа в жизни человека Русская природа в изображении Пришвина Картины природы, которые я представляю, читая стихотворения о природе Поэзия родной природы Роль природы в жизни человека Благодарная природа и неблагодарный человек Зимнее утро Природа — главный помощник человека Борьба человека за чистоту окружающего мира Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т. Пожалуй, тема взаимоотношения разных поколений, отцов и детей, стоит по популярности на втором месте после темы любви. Могу ошибаться, но произведений действительно много. Ниже приведен список, где эта тема рассматривается в разные моменты истории. Как она трансформируется примерно каждые 50 лет. Грибоедов «Горе от ума » Фонвизин «Недоросль » Тургенев «Отцы и дети » Толстой «Война и мир » Островский «Гроза » Чехов «Вишневый сад » Распутин «Прощание с Матёрой ». Останавливаться, разумеется, на всех произведениях мы не будем. А коснемся же основных. Не в обиду Грибоедову, его пропустим, перейдем к рассмотрению пьесы «Недоросль » Блок тем для сочинения звучит так: «Спор поколений: вместе и врозь». Здесь нам список литературы по направлению путь показать список литературы по направлению путь только конфликтные ситуации, возникающие между разными поколениями, а также то, как первые воспитывали других, как влияли на них, как у них это получалось. Наверняка, все слышали такую пословицу — яблоко от яблони не далеко падает. Она список литературы по направлению путь как раз подошла в качестве эпиграфа. « Без наук люди живут и жили». А к тому же властная, деспотичная г-жа Простакова умело оберегает своего сына Список литературы по направлению путь от всякого ученья. Есть, правда, несколько педагогов, но те совершенно негодные, да и зачем, собственно, им вдалбливать лоботрясу какие-то знания, если мать наняла их только потому, что так делают все, ведь стыдно будет список литературы по направлению путь другими. Иных мотивов научить своего сына чему-либо у нее, по сути-то, и не было. Она олицетворяет безумную, животную любовь к своему сыну. « Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. » « Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». « Люблю свиней сестрица, у нас в список литературы по направлению путь такие крупные свиньи, что нет из них одной, котора, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Ещё у Митрофана есть нянька, которая также печется о нем, оберегая от труда усердного, от тяги к наукам разным. Окружение исключительно способствовало тому, чтобы взрастить себе подобного. Они это и получили. Крылатое фраза, «Не хочу учиться, хочу жениться », как раз и прозвучала из уст нашего героя. Если предыдущее произведение посвящено теме воспитания и образования, то в романе «Отцы и дети» между разными поколениями возникают конфликты. Главный герой, Евгений Базаров, человек, который идёт в ногу со временем, а во многом, даже обгоняет его, делает достаточно спорные заявления. И высказывает это он людям, которые изначально держатся противоположных точек зрения. Если тема касается искусства, то « Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Если природой кто-то восхищается, то только не Базаров: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А любовь так и вовсе — « белиберда». Понятно, что без конфликтов было не обойтись, а то как же — список литературы по направлению путь дворяне список литературы по направлению путь такого вздора точно не могли бы. Кирсанов так отзывался о Базарове: « Лекаришка »« волосатый »« шарлатан »« господин нигилист » и т. Добавим ко всему сказанному некоторые колкие высказывания Базарова в адрес Павла Петровича Кирсанова и получите дуэль. Если посмотреть на то, какие были отношения у Базарова с родителями, то здесь тоже список литературы по направлению путь всё так просто: «. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: "Мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет"; а сам от меня ни на шаг. Да и совестного как-то от него запираться. Ну, и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего ». Базаров и понимает, что родители любят его безмерно, но однако же видит, что эта любовь его обременяет. К науке душа лежит, не до телячьих нежностей, и ничего Евгений с этим поделать не мог. Список литературы по направлению путь много обсуждать этот роман, спорить, но мы никогда не сможем прийти к единственно верному ответу в вопросе, который бы касался список литературы по направлению путь разных поколений. Не зря ведь, что к ней так часто обращаются, и не зря так любят спорить. Единственное, пожалуй, чего делать нельзя — так это полностью отказываться от своего прошлого, своей истории. Примерные темы сочинений для подготовки Вечный конфликт родителей и список литературы по направлению путь в поисках компромисса Кто такие дети в романе Тургенева «Отцы и дети »? Война, сталинизм и дети Смысл названия романа «Отцы и дети » Дети и детство в русской литературе Кто прав в споре двух поколений в романе «Отцы и дети »? Современные проблемы детей Вечные проблемы недопонимания родителей и детей Моё первое впечатление от прочтения комедии Фонвизина «Недоросль » Любовь и дети «Без страстей и противоречий нет жизни » Белинский Семья — это мой дом Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса Роль семьи в жизни человека «Чем люди живы? » размышления о нравственных аспектах жизни Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об список литературы по направлению путь, философских, социальных аспектах бытия на материале отечественной и мировой литературы. Есть шутка, что, прочитав «Войну и мир», сможешь подобрать аргумент на любую тему, список литературы по направлению путь. Это во многом так, поэтому, конечно, хорошее осмысленное прочтение четырёх томов романа-эпопеи Льва Толстого сыграет неоценимую пользу при подготовке к написанию итогового сочинения. Чем же список литературы по направлению путь живы? Толстой на этот вопрос? Ответить на него можно после того, как изучим духовное становление двух главных героев — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры показаны в развитии. Если сравнить, как они шли к обретению своего смысла, жизненного предназначения, то можно найти одну закономерность — они совершили большое количество ошибок и полностью разочаровались в своих первоначальных идеалах. Князь Андрей ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания, его кумир — Наполеон. Ему не страшны ни потеря семьи, ни раны. «Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». И случается это в битве под Аустерлицем. Он начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона список литературы по направлению путь сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». После смерти жены осознает ценность семейного счастья, радости обыден­ной жизни список литературы по направлению путь родных людей: отца, сестры, сына Николеньки. Естественные потребности — любить список литературы по направлению путь творить добро загораются в нём. Начинает заниматься государственными делами вместе со Сперанским, но вскоре осознает, что начал почитать его за кумира. А затем и вовсе понимает, что счастливее эта деятельность его список литературы по направлению путь сделает. Участие в войне 1812 года. В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь». Исполняет свой офицерский долг, мужественно встаёт на защиту Родины. Получив тяжелое ранение, переживает страстное желание жить. Именно в эти мгновения к нему возвращается любовь к Наташе Ростовой. Он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно. Простодушный и добрый Пьер, очутившись в светском обществе, позволяет себя втянуть в приключения, которые в дальнейшем обернутся для него трагически. Его буквально женят на красавице Элен, женщине коварной и злой. Когда осознал свою ошибку, истинные причины внимания Элен к нему, начинает винить только себя. После дуэли с Долоховым, Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло. В его голове роятся множество вопросов, на которые он всеми силами стремится дать ответ: «Что дурно? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я. В масонстве список литературы по направлению путь на некоторое время обретает согласие с миром и собой, но именно участие в Бородинском список литературы по направлению путь позволяет ощутить свою список литературы по направлению путь обществу. Он вместе со всеми ждёт той минуты, когда враг покинет их землю, и список литературы по направлению путь делать всё, чтоб список литературы по направлению путь случилось как можно скорее. Тот человек, который не боится искать своё предназначение, который может пожертвовать своими идеалами, переосмыслив их, способен стать высоконравственным, достойным человеком. Рекомендуемые произведения по блоку тем «Чем люди список литературы по направлению путь Гончаров «Обломов » Достоевский «Преступление и наказание » Толстой «Война и мир » Бунин «Господин из Сан-Франциско » Горький «Старуха Изергиль », «На дне » Булгаков «Мастер и Маргарита ». Примерные темы сочинений для подготовки. Живы ли Митрофанушки в наше время? Булгакова «Мастер и Маргарита» Зачем люди любят Нравственные проблемы современных людей Проблема лени и список литературы по направлению путь «Сильные люди всегда просты » Толстой Почему люди держатся за старое? Толстого «Война и мир » «Люди существуют друг для друга » Марк Аврелий Кто такой современный лишний человек? Современное понимание термина герой нашего времени Человек в поисках смысла «В жизни человека список литературы по направлению путь два список литературы по направлению путь дня - день, когда он родился, и день, когда он понял для чего он родился! Барклай Социальные проблемы в современной русской литературе Профессия и список литературы по направлению путь. Могут ли они совпадать? Проблемы молодежи в современной литературе Поиски счастья в русской литературе Мои поиски истины Вера, надежда, любовь в современной жизни.

Смотри также